Господня Земля и все, что наполняет ее. (3х) Аминь

«Господня земля и что наполняет ее» (Пс.24,1)

Не сразу, но приняв Православие всей душой, я перестал читать светские книги, периодику, ТВ смотрел с выключенным звуком, а из философов знал только И.А.Ильина (прочитал его итоговую книгу «Аксиомы религиозного опыта», почти ничего не понял, но получил из прочитанного мощнейший положительный заряд), Василия Розанова, в котором понравилась неординарность мышления, хотя основное, конечно, осталось за кадром); пытался читать Леонтьева, но мне он показался скучным; о.Павла Флоренского; вернулся к книге Розанова «Апокалипсис нашего времени», но чтение философов требовало весь ум без остатка, читалось медленно, с перерывами на раздумья, - поэтому книги оставались недочитанными. Честно говоря, я не мог уразуметь, существует ли прикладное значение у науки философии.

Но вот попадается мне книжка карманного формата Артура Шопенгауэра (1788-1860) «Афоризмы житейской мудрости» (изд. «Азбука», СПб, 1997), - и философия из сухого перемежения чужих цитат и собственных мыслей превратилась для меня в учебник жизни; многие вопросы, волновавшие меня, я нашел в этой небольшой книжке. Итак:

*«Мир, в котором мы живем, прежде всего зависит от того, как мы себе его представляем: для одних он оказывается бедным, пустым и пошлым, для других – богатым, полным интереса и смысла… Проще говоря, каждый замкнут в своем сознании, как и в своей коже; вот почему ему нельзя оказать большой помощи извне. Отсюда ясно вытекает, насколько наше счастье обусловлено тем, что мы есть; между тем по большей части люди обращают внимание лишь на судьбу, на то, что мы имеем или представляемся.

Представлялся умным, добрым,

притворялся храбрецом,

в деле – честным, в дружбе – верным,

в доме – мужем и отцом.

Так старался, так старался,

не развенчанный никем,

притворялся перед всеми,

притворялся перед всем,

перед горестью – счастливым,

перед Родиной – родным,

перед клеветою – стойким,

перед смертью – молодым,

перед вечностью – безсмертным,

поздно было дать отбой…

Притворялся – претворялся,

так боялся быть собой.

Кирилл Ковальджи

*Что до нашего счастья и нашего наслаждения субъективное важнее объективного: голод есть лучший повар. В особенности, здоровье стоит настолько выше всех внешних благ, что воистине здоровый нищий счастливее больного царя. Полный здоровья, обладая спокойным и веселым нравом, живой, проницательный ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть, - вот преимущества, которых не может заменить никакой ранг, никакое богатство. То, чего нельзя отнять, имеет для человека более существенное значение, нежели все остальное. Сократ, при виде разложенных предметов роскоши, заметил: «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь».

- Дом пустой? Нет, эхом полон дом! –

Девочка смеется. – А потом?

И ответ веселый и зловещий:

- А потом его съедают вещи!

Анатолий Головков

Отсюда следует, что человек гораздо менее подлежит воздействию извне, чем обычно думают. Только всесильное время и здесь проявляет свою власть; один лишь моральный характер недоступен даже и для времени.

*Богатство, помимо удовлетворения реальных потребностей, мало способствует нашему счастью, поэтому многие богатые чувствуют себя несчастными, ибо умственное развитие гораздо важнее для счастья, чем то, что он имеет.

Таким образом, для счастья человеческой жизни самым существенным является то, что человек имеет в самом себе.

Начистоту ж говорим.

Скучно, когда, кто казался хорош,

Больше не кажется им.

Скучно о прежнем веселье тужить.

Скучно о будущем лгать.

Скучно надеждой пустой дорожить.

Было бы что терять.

Скучно цепляться за ломаный грош,

Не накопив ничего.

Скучно, когда начинается ложь.

Может, скучнее всего.

Надежда Мирошниченко

*Величайшая из всех глупостей – жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради наживы, чинов, учености, славы, не говоря уже о сластолюбии…

*Самый общий взгляд на жизнь укажет нам на двух врагов человеческого счастья – боль и скуку. Во внешних отношениях нужда и лишения ведут к страданию, обезпеченность же и изобилие – к скуке. Внутренняя пустота – главный источник скуки и постоянно жаждет внешних поводов, чтобы привести в действие ум и чувство. Этим и объясняется погоня за развлечениями, удовольствиями и роскошью, которые большинство приведет к нищете. Неисчерпаемая бодрость мысли, ее непрерывная игра с разнообразными явлениями внутреннего и внешнего мира… совершенно освобождают выдающегося человека от власти скуки, если исключить момент утомления. Человек с богатым внутренним миром прежде всего будет стремиться к покою и досугу, а при большом уме – избегать общения. Ибо чем больше он имеет в себе самом, тем меньше нуждается он во внешнем и тем меньше значения имеют для него остальные люди. Поэтому и оказывается, что человек настолько бывает общительным, насколько он духовно беден: «Жизнь глупца злее смерти», - говорит Иисус, сын Сираха.

*Досуг – есть плод и прибыль жизни человека, которая в остальном являет собою одни труды и заботы. Но большинство заполняют его скукой и пустотой – при отсутствии чувственных наслаждений или дурачеств. Обыкновенные люди думают только о том, чтобы провести время; у кого есть какой-нибудь талант, те хотят использовать это время.

*Обыкновенно молодость называют счастливым, а старость – печальным периодом жизни. Это было бы верно, если бы страсти делали нас счастливыми. Однако, они-то и заставят юность метаться, принося мало радости и много горя.

*Можно считать, что мелкие неудачи, ежечасно досаждающие нам, существуют как бы для нашего упражнения, для того, чтобы сила, позволяющая нам переносить большие несчастья, не ослабла бы совершенно в довольстве.

*Искренно друзья только называют себя друзьями; враги же искренни и на деле; поэтому их хулу следует использовать для самопознания, так, как мы принимаем горькое лекарство.

*Не следует оспаривать чужих мнений: надо помнить, что если бы мы захотели опровергнуть все безсмыслицы, которым люди верят, то на это не хватило бы и Мафусаилова века.

*Лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь за них мы приобрели благоразумие.

*Для молодого человека служит дурным признаком, - дурным как в умственном, так и в нравственном отношении, - если он рано начинает хорошо разбираться в суете людской жизни… и вступает в нее как бы подготовленным: все это указывает на пошлость. Напротив, неуверенное, неловкое, неумелое поведение говорит о более благородной натуре.

*Я заметил, что почти у всех людей характер приноровлен к какому-то одному возрасту, и в этом возрасте выделяется особенно благоприятно. Иные бывают милыми юношами, позже – эта черта исчезает; другие сильны и деятельны в зрелом возрасте, но старость отнимает у них это достоинство; третьи наиболее привлекательны именно в старости, когда они, благодаря опыту и большей уравновешенности, становятся мягче. Вероятно, это обуславливается тем, что в самом характере заключается нечто юношеское, мужественное или старческое, что и гармонирует с соответствующим возрастом.

Каждый возраст имеет и меты свои, и приметы, на словах и поступках его различима печать. Яков Козловский.

*Чтобы узнать, счастлив человек или нет, надо узнать не то, что его радует, а то, что его печалит: чем незначительнее это последнее, тем человек счастливее; чтобы быть чувствительным к мелочам, надо жить в известном довольстве – ведь в несчастье мы вовсе не чувствуем мелочей.

Счастлив кто? Солдат на службе:

он отслужит год-другой, -

нет на свете счастья больше,

чем из армии домой.

Счастлив, кто из заключенья

возвращается домой:

все на свете будет счастьем

по сравнению с тюрьмой.

Очень счастлив тот влюбленный,

чья подруга далека:

встретятся, так будут оба

счастливы наверняка.

И выходит, что со счастьем

близко все знакомы мы:

кто не пережил разлуки,

армии или тюрьмы?

Леон Тоом, ум.1969

Дорогой читатель, если мне удалось заинтересовать вас мыслями Артура Шопенгауэра, которые при прочтении кажутся такими простыми и доступными, что кажутся вышедшими из вашей головы, настоятельно советую прочитать «Афоризмы житейской мудрости»: они не только не утомят вас пугающей назидательностью, но даже наоборот, может случиться, помогут в той или иной жизненной ситуации. Главное – не скучайте!

†«Я не говорю, чтобы ты стремился к суровой жизни вопреки желанию; излишнее только отбросим, то, что выходит за пределы необходимого, отсечем». Свт.Иоанн Златоуст.

Под солнцем единым у Господа Бога

Нас мало дающих. Просящих – нас много!

И каждый по-своему с ним говорит.

И каждый о чем-то молитву творит.

Но мало кто помнит в гордыне пустой:

Мы – только песчинки под Божьей пятой.

И мало кто Господа боготворит,

С мольбой и смирением благодарит,

Кто нежность и кротость приносит Ему –

За утренний свет и вечернюю тьму,

За бренное тело и всю его боль,

За горькую нашу земную юдоль.

За звездную душу – подарок небес,

За то, что однажды ты к жизни воскрес

И понял ценою страданий и слез

Величье той жертвы, что Он нам принес.

За то, что дано нам, чрез муки Отца,

Трагедию жизни познать до конца.

Валентина Телегина

М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поразмыслим с вами сегодня над одним текстом из Нового Завета, а вернее над стихом, который мы находим в 1Кор.10,26: «ибо Господня земля, и что наполняет её ». Возьмём этот стих за наш главный текст. Из этого текста мы обсудим несколько важных мыслей, которые должны нас ввести, в соответствии с богатством Слова Божиего, в познание Его воли. Апостол язычников Павел пишет это чрезвычайно ценное и поучительное письмо верующим в Коринфе. В принципе, в этой главе сравниваются «чаша Господня» с «чашей бесовской». Я читаю это место, из 1Кор.10,21: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в тр а пезе Господней и в тр а пезе бесовской ».

Равным образом, сравнивается и «трапеза Господня» с «трапезой бесовской». Вследствие этого мы не имеем в этой главе указания в первую очередь к совершению преломления хлеба, но имеем дело с идолопоклонством.

Эта глава является ярко выраженной главой в отношении наставления об идолопоклонстве. Поэтому в самом начале этой проповеди я предупреждаю вас, что эта тема довольно сложная.

Заостряю ваше внимание сразу на том, что вещи или детали вечери воспоминания упомянуты здесь лишь только потому, как мы о них познаём в ст.16-17. Потому что, при праздновании вечери воспоминания страданий Господа, может возникнуть также много идолопоклонства. Привожу эти два стиха из 1Кор.10,16-17:

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ».

При этом напоминаю вам о том, что вечерю воспоминания нашего возлюбленного Господа Иисуса, совершают также безбожные люди окружающего нас религиозного мира. И если мы обратимся к заключительной части гл.10, то в ст.26 мы найдём слова нашего главного текста, которые евреи применяли однажды как молитву перед приёмом пищи: «Ибо Господня земля, и что наполняет её ».

Это Слово взято из Псалма Давида 23,1. Читаю этот текст: «Псалом Давида. Господня – земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней ».

Всемогущий Бог направлял взор Израильтян в пустыне на манну, но их сердца, как завороженные, были направлены на мясо. Это мясо мы видим в перепелах. Израильтяне не могли больше избавиться от Египетских котлов с мясом, как читаем в книге Исх.16,3:

«и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом , когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом ».

В течение всего времени странствования в пустыне Израильтяне бредили этим мясом. Они высказывали своё желание вернуться в Египет к котлам с мясом. Страстное желание нашей плоти порождает в нашем своеволии идолопоклонство!

На основании этого Израильтяне позволили себе сказать в отношении манны такие хульные слова, как читаем в Чис.21,5: «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта проклятая (негодная) пища ».

Это они сказали в отношении манны, этой ангельской пищи. Но переводчики русской Библии написали в этом стихе: «негодная пища », хотя в оригинальном тексте читаем: «проклятая пища ». Поэтому в отношении идолопоклонства Бог совершил над Израилем суд. По этому поводу достаточно прочесть сообщения пророков. В глазах живого Бога это было, конечно, тогда ужасным делом. Эта манна в пустыне должна была быть прообразом хлеба жизни, Иисуса Христа.

Поэтому во время хождения в пустыне невозможно было изъять манну, этот хлеб жизни, чтобы вместо неё наслаждаться мясом, которое можно было получить в пустыне на всём пути. Ведь у Израильтян было достаточно своего скота, чтобы периодически есть и мясо! Не так ли?

Но если бы Бог допустил, что по Его воле можно было бы наслаждаться мясом при хождении в пустыне, зная, что манна является прообразом хлеба жизни, прообразом Иисуса Христа, то это значило бы, что на пути к нашей небесной Родине, мы, дети Божии, при хождении в пустыне мира сего, не могли бы найти истинный хлеб жизни.

Это значило бы, что Сын Божий не явился в плоти на землю, чтобы Его могли найти погибшие грешники. Если бы небесный Отец не послал Своего Сына на землю, как Израильтянам эту манну, то естественно, что Его никто и не нашёл бы!

В этом мы видим тот же факт, что язычнице Агари, служанке Сарры, Господь Иисус открылся у источника «Беэр-лахай-рои » в Быт.16,14. А название этого источника воды живой означает: «Бог, Который видит меня». Это значит, что Он видел бедственное положение людей на земле, в лице Агари.

Он видел бедственное положение язычников, Он видел, что все они находятся в погибшем состоянии, поэтому Он и открылся им символично в этом источнике. Второе название этого источника гласит: «Бог, Который даёт видеть Себя». Агааа! Это, то же самое, что манна в пустыне. В ней Израильтяне должны были символично видеть хлеб жизни, то есть Господа Иисуса своего Спасителя!

Скажу ещё ясней. Если бы Бог допустил заменить манну, этот хлеб жизни, мясом, то это значило бы, что никто из людей вообще не мог бы во время своей жизни в плоти на земле найти этот хлеб жизни, Иисуса Христа. В этой манне Израиль имел всю материальную полноту, как мы, дети Божии, имеем во Христе Иисусе всю духовную полноту!

Я думаю, что у вас, как и у меня уже возникал вопрос: ведь Израильтяне угнали свой скот и много скота Египтян. В пустыне они передвигались медленно, поэтому за сорок лет стада Израильтян ещё намного увеличивались. По этому поводу мы читаем в Чис.32,1-4:

«У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых стад было весьма много ; (вы представляете?) и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад есть место годное для стад; 2 и пришли сыны Гадовы и сыны Рувимовы и сказали Моисею и Елеазару священнику и князьям общества, говоря: 3 … 4 земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым, есть земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада », причём «стад было весьма много !».

Конечно, и у других колен Израиля было много скота. Поэтому у меня часто возникал вопрос: почему они стонали и «плакали и говорили: кто накормит нас мясом? 5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; 6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших » (Чис.11,4-6).

Не странно ли это? Просят: «кто накормит нас мясом? », а сами имеют огромные стада крупного рогатого и мелкого скота! Ведь с нашей, с точки зрения грешных людей, они периодически вполне могли резать свой скот, и есть мясо.

Но!!! наверное, этого нельзя было делать. Бог имеет по отношению к погибшим грешникам совершенно другой план. Он дал им манну, этот хлеб жизни, прообразно указывающий на Господа Иисуса, Который днём в облаке, а ночью в огненном столпе, постоянно находился в их среде.

Поэтому повторяю, что манну нельзя было до времени отменить. Святой Дух бодрствует. Он следил и следит за этим, и сообщает нам в Ветхом Завете. Когда Израиль вошёл в обетованную землю Ханаана, когда Израильтяне ступили ногами на эту землю, то читаем в И.Нав.5,10-12: «И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских;

11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушёные зёрна в самый тот день; 12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской ».

Когда мы, Церковь Иисуса, войдём в небесную славу, и будем с Господом Иисусом, тогда мы не будем больше нуждаться в хлебе жизни для хождения в пустыне мира сего. Тогда мы навеки будем связаны с нашим Господом Иисусом, как читаем в 1Ин.3,2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ».

В небесной славе у нас не будет больше надобности в хлебе жизни, какую мы имеем в плоти на земле. На небесах все эти нужды будут утолены. Эти наши нужды будут утолены полнотой нашего небесного Отца. А здесь на земле Иисус Христос находится в распоряжении каждого, пока Его Церковь не войдёт в небесную славу.

Сейчас каждый погибший грешник имеет ещё возможность найти этот хлеб жизни, найти Иисуса Христа. На небесах Он не будет больше хлебом жизни, как на этой земле. Не будет таким, каким мы имеем Его сегодня ещё, всем людям для принятия. Об этом Иисус Сам говорит в Ин.6,58-59: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59 Си е говорил Он в синагоге, уча в Капернауме ».

В отношении своей пищи, которую мы видим в этой манне, очи всех людей должны были быть направлены на Бога, как читаем в Пс.144,15: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даёшь им пищу их в своё время ».

Это говорит Слово Божие! Это значит, что благословение на всю пищу, человек должен получить от Бога всей земли. Но, к сожалению, с того момента, как в Эдеме сатана привёл человека к падению, человек принимает эту пищу и наслаждение этой пищей от сатаны!

И мы, все дети Божии, питаемся сегодня ещё от урожайности или дохода проклятой земли, как читаем в Быт.3,17: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей ».

Поэтому мы благодарим за пищу перед её приёмом, чтобы снять с неё проклятие! Вы это понимаете? Это наше благодарение за пищу является одной из существенных причин, ибо на основании благодарения мы освящаем нашу пищу, то есть отделяем её от этого проклятия земли.

Об этом апостол Павел говорит в 1Тим.4,4-5: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается (отделяется) словом Божиим и молитвою ».

Поэтому не случаен тот факт, что это Слово из Псалма 23,1 Павел связывает с вопросом жертв, приносимых идолам. Именно там это Слово и должно стоять, поэтому мы и находим его в этом месте. Лишь через смерть Иисуса и Его пролитую кровь создана новая основа примирения для людей посредством этого нового мощного высказывания в отношении собственности Бога.

Какой собственности? Что земля принадлежит Богу! Для нас, детей Божиих, которые связаны с Иисусом через общение с Его смертью, земля со всем тем, что она порождает, является, в конечном счёте, собственностью Господа.

А тот факт, что грех Адама и Евы значительно уменьшил плод или урожайность земли, это совершенно другое дело. Но этот плод и его полнота освящается нашей молитвой и благодарением, поэтому всю нашу пищу и наслаждение ею мы принимаем от нашего Господа Иисуса с благодарением и через молитву.

Каждый верующий, который занимается Псалмом 23,1: «Господня – земля и что наполняет её… », открывает себе в Слове Божием неисчерпаемое богатство радости.

А в соответствии с Ин.4,32 – мы видим тоже пищу, о которой Господь Иисус говорил Своим ученикам в истории с Самарянкой у колодезя Иакова: «Но Он сказал им : у Меня есть пища, которой вы не знаете ».

Поэтому мы спрашиваем: «как это возможно? Как Господь Иисус может такое сказать? Ведь Он Сам являлся этой небесной пищей, этим хлебом жизни. Ведь Он же находился среди них. Как же Он может сказать: «которой вы не знаете »?

Дорогой брат и сестра, знаешь ли ты эту пищу? Я ставлю вам этот вопрос «не в бровь, а в глаз». Вы будете эту пищу знать лишь в том случае, если вы больше не сможете жить без этой пищи! Эта пища будет вашим хлебом жизни, если она является для вас наслаждением.

Проблемой последних дней является тот факт, что Слово Божие верующие только ингалируют, то есть принимают в себя как короткую обязательную программу. Такой подход к занятию Словом Божиим и его исследованию является ничем иным, как принудительным питанием. Это является инфузией в крайне острых ситуациях.

Такое состояние может длиться только временно, и ни в коем случае не должно быть длительным. Однако Божии мысли открываются верующему везде в разнообразии и множестве растений и продуктов земли. И ещё больше этого: сама земля с её полнотой станет для нас откровением Божественной славы.

И чем глубже мы будем исследовать Слово Божие, тем больше откроется нам слава хлеба жизни, Его Слова. Тогда Слово Божие станет для нас святилищем, где мы можем пребывать с блаженством! «ибо Господня земля, и её полнота (что наполняет её)». Это выражение, как я выше отметил, апостол Павел взял из Пс.23,1.

В этом выражении Павел показывает нам неисчерпаемое богатство Того, Который может преподнести Своим искупленным действительно наполненную чашу, «чашу благословения », а также богатую и многостороннюю трапезу или стол. Кто достоин трапезы Господа, тот во истину не имеет нужды обращать свой взор в сторону наслаждения чаши бесовской, или даже жаждать её.

Слово Божие говорит по этому поводу в Евангелии от Ин.10,1: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник ».

Господь Иисус не позволяет нам смотреть одним глазом на трапезу бесовскую, от которой насыщаются дети мира сего, погибшие люди. Ибо их отцом является диавол, как читаем в Евангелии от Ин.8,44:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи ».

Участие в трапезе Господней исключает участие в трапезе бесовской! Но чтобы это было понятней, скажу вам, что трапезу принимают обычно за столом, поэтому можно также сказать: участие за столом Господним исключает участие за столом бесовским. В подтверждение этого приведу слова Иисуса из Отк.3,20: «Се, стою у двери (сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ».

Вечерять означает: принимать трапезу за столом. А в Слове Божием это означает иметь общение. Следовательно, участие в трапезе Господней означает общение с Господом Иисусом. А участие в трапезе бесовской означает, соответственно, иметь общение с демонами и сатаной.

На основании всех сообщений Павла в 1Кор.10 сильно и выразительно подчёркивается вопрос идоложертвенного. Прошу всех вас, заметить себе это. В стихах 23-24 Павел коротко обобщает всё сказанное в трёх последних главах, начиная с 8-10.

Там мы читаем: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. 24 (затем он продолжает) Никто не ищи своего, но каждый пользы другого ».

И в нашей жизни встречаются такие явления, которые сами по себе не являются неправедностью. Однако на такие вещи мы должны смотреть не только как на праведные или неправедные, но мы должны смотреть и на их цель.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.

В конец, псалом Давиду, единыя от суббот.

В настоящих словах проповедуется царство, какое восприяло над язычниками пришедшее единородное Божие Слово.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней

Как единый Богозданный дом, земля вся принадлежит Господу со всем, что находится в этом доме. Какой чудный этот дом! Вместо различной мертвой мебели, какая видна в домах человеческих, рукотворенных, в нем все оживотворено и движется: люди, животные, рыбы в водах, птицы в воздухе, насекомые постоянно снуют; все, как бы слившись в один веселый хор, весело празднует торжество своего бытия и воспевает благость и премудрость Создателя. Вместо лампад и подсвечников, которых бывает очень много для освещения рукотворенного дома, в этом нерукотворенном доме, который по громадности и обширности своей не может быть измерен, сияет только одна лампада днем, и такая светлая, что всякая лампада человеческая с своим светом совершенно исчезает пред нею как ничто. Правда, ночью сияет множество светильников на небе: один большой – луна, а другие маленькие, но они не для того прямо и созданы, чтобы светить земле, а чтобы показать земнородным, что в пространствах небесных есть множество каких-то светлых тел, и очень больших, которые не меньше земли [поведают] разумным тварям славу Божию. Дальше как бы разные игрушки какие в этом Богозданном доме – деревья, деревца, травы, цветы, камушки драгоценные и простые. Вместо ковра – зелень лугов. Так все дивно, прекрасно и удобно в доме Божием!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

«Псалом Давиду». В некоторых списках нашел я: «единыя от суббот» ; но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после котораго все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса.

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом; то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целою вселенною. Обладает же ею, не восхитив Себе власть, и не другаго кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие.

Евфимий Зигабен

Господня земля и исполнение ея.

Тогда, говорит, вся земля со всем, что содержится на ней сделалась стяжанием Господа, когда Он воскрес от гроба в нареченный по имени Его день и, явившись ученикам своим, сказал: Мне дана всякая власть на небе и на земле (Матф. 28,18). Ибо с того дня земля, над которой прежде господствовали демоны, сделалась Господнею. Везде и в каждой земной стране вместо жертвенников идолам, когда проповедь Евангельская прошла концы вселенной, построены храмы Богу. А исполнение земли составляли люди, наполняющие оную, а всем родом человеческим изобразил ту часть оного, которая уверовала во Христа. Ибо не все люди сделались Господними. А под общим именем земли заключил и острова, которые также составляют землю.

Другой толковник говорит, что поелику некоторые называли тварь безначальною и вечною, а некоторые-созданною от злого творца и еще иные созданною от другого и обладаемою теперь лукавым; то посему Давид, называя свою землю Господнею, а не одну Иудею, сим отвергнул все упомянутые неправые мнения и показал, что вся она от начала до ныне принадлежит Господу, и не только земля, но и полнота ее, т. е. все что на земле. Это он сказал по причине еллинов, думавших, что животные, растения, и прочие на земле не созданы одним, но разными богами. Отдельно же упоминает о вселенной, отсекая ее от другой земли и полагая особо. Итак земля Господня; но люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля. Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у Никиты ).

Вселенная и вcи живущие на ней.

Сими словами изъясняет вышесказанные; ибо что там назвал землею, то здесь назвал вселенною; и что там исполнение ее, то здесь живущие на ней . Можно еще понимать и иначе, что хотя и не вся земля и не все люди сделались Господними; но уверовавшим христианам казалось, что все принадлежали Христу, ибо верующие уверены были, что Христос есть Творец и Господь всех людей.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.

По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с XIV Пс (ср. и ст. с 14 Пс и ст.) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает «поднимите, врата, верхи ваши» ( и ст.).

Дополнение к надписанию - «в первый день недели», заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой.

Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней

Так как Господь - Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее «на морях и на реках» . Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии.

1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.
2 Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.
3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем его?
4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему:
5 сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога спаса своего.
6 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога иаковля.
7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
8 Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани.
9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
10 Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы.

1 Псалом Давида. В первый день недели.
Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой своей напрасно и не божился ложно ближнему своему, –
5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто этот Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто этот Царь славы? Господь сил, Он – Царь славы.

КОММЕНТАРИЙ
Псалом Давиду, единый от суббот

Сей псалом относится к одной из суббот, или написан пророчески о Господском дне, в который воскрес Господь. Ибо, как известно, евангелисты назвали его одним из суббот. В конце этот псалом возвещает и о вознесении Господа.

1 Господня земля и исполнение ея. Тогда, говорит, вся земля со всем, что содержится на ней сделалась стяжанием Господа, когда Он воскрес от гроба в нареченный по имени Его день и, явившись ученикам своим, сказал: Мне дана всякая власть на небе и на земле (Матф. 28, 18). Ибо с того дня земля, над которой прежде господствовали демоны, сделалась Господнею. Везде и в каждой земной стране вместо жертвенников идолам, когда проповедь Евангельская прошла концы вселенной, построены храмы Богу. А исполнение земли составляли люди, наполняющие оную, а всем родом человеческим изобразил ту часть оного, которая уверовала во Христа. Ибо не все люди сделались Господними. А под общим именем земли заключил и острова, которые также составляют землю. *)

(*) Другой толковник говорит, что поелику некоторые называли тварь безначальною и вечною, а некоторые-созданною от злого творца и еще иные созданною от другого и обладаемою теперь лукавым; то посему Давид, называя свою землю Господнею, а не одну Иудею, сим отвергнул все упомянутые неправые мнения и показал, что вся она от начала до ныне принадлежит Господу, и не только земля, но и полнота ее, т. е. все что на земле. Это он сказал по причине еллинов, думавших, что животные, растения, и прочие на земле не созданы одним, но разными богами. Отдельно же упоминает о вселенной, отсекая ее от другой земли и полагая особо. Итак земля Господня; но люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля. Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у Никиты).

Вселенная и вси живущие на ней. Сими словами изъясняет вышесказанные; ибо что там назвал землею, то здесь назвал вселенною; и что там исполнение ее, то здесь живущие на ней. Можно еще понимать и иначе, что хотя и не вся земля и не все люди сделались Господними; но уверовавшим христианам казалось, что все принадлежали Христу, ибо верующие уверены были, что Христос есть Творец и Господь всех людей.

2 Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть. Надобно знать, что велики Василий, говоря, что основание земли есть одно владычнее повеление Божие, а не вода, или другая стихия, думает, что в сем псалме открывается занятое водою в начале миротворения место. Он говорит, что вода находится на поверхности земли, как бы повышенною и держится и не бежит ни с какой части; говорит еще, что одна и та же вода названа здесь и морем и реками, по своему множеству, как Моисей ту же воду назвал по ее глубине бездною (Быт. 1, 2). А Иоанн Златоуст сими словами доказывает, что вода находится под землею, и что следовательно земля находится на водах, как на основаниях. И это нисколько не странно, потому что землю в начале основал Бог Слово Христос; ибо все чрез Него произошло (Иоан. 1,3). *) Далее Давид присовокупляет и странный образ основания земли, что Господь утвердил ее на морях и реках. Но это говорит Давид не вообще; потому что если б это было так, то вода необходимо находилась бы под землею, между тем как Моисей учил, что земля ниже воды. Итак очевидно, что Давид говорит это в частности, то есть, что во многих впадинах и пропастях земных текут, находятся некоторые части моря, которые и Моисей назвал морями-общим именем всякого моря: “и собрания, говорит, вод назвал морями” (Быт. 1, 10); и что это не означает того, что все море находится под землею. Что ж сказать и о реках? Ибо они, погружаясь и сливаясь в земле на большое расстояние места, опять вытекают на поверхность земли. По истине это удивительно, что такая тяжесть земли и столь огромные горы и холмы, утверждаясь на таковых в разных частях земли находящихся водах, не погружаются, но, держась по одному повелению Творца, пребывают на них как на основаниях. Сказал же: основал, вместо, украсил или утвердил **).

(*) Здесь кажется сделано опущение, которое, быть может, восполняется так: Почему Ему, как всемогущему, легко было повелением своим основать землю как на воде, так и без воды; ибо хотя и предположим, что вода находится под землею, но и она содержится повелением Божиим и следовательно все равно как если бы мы сказали, что земля основывается на ничем, как написано у Иова: Вешающий землю на ничем (Иов. 26,7).

(**)Божеств. Кирилл иносказательно под реками разумел Апостолов, которые умственными реками наполняют подсолнечную и высокое небесное слово разносят по земле. А иные иносказательно также изъясняют сии слова так: под вселенною разумеют Церковь, под морями, или купели крещения, или по свойству их горькому-искушения, ибо чрез искушение Господь составил Церковь, а под реками-сладкие дары Святаго Духа. Ибо Он приготовил и украсил ее к принятию Святаго Духа, от которого, как из источника текут разнообразные дарования (у Никиты).

3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Сии слова, думаю, Давид сказывает о священниках, для изображения, каковы должны быть истинные священники. Приняв это, под горою Господа ты должен разуметь в совокупности весь храм, с одной стороны потому, что он высок и открыть, с другой, что, как на гору со всех сторон дуют ветры, так и на него нападают враги ветры. Под местом святым ты можешь разуметь святый престол и жертвенник в каждом храме. Посмотри и на точность выражения. Сказал: взыдет. Ибо пред входом в каждый храм обыкновенно устрояется несколько ступеней для изображения чрез них возвышенности Церкви над землею. Некоторые горою называют высоту добродетелей, которые производить повелел Христос в Евангелии; а местом святым-обетованное небесное царство. Или еще иначе: горою изображается высота правых богословских догматов о Христе и о вочеловечении Его *).

(*) Феодорит горою называет не земной Сион, но небесный, на который указал блаженный Павел, говоря: вы приступили к горе Cиону и граду живого Бога-Иерусалиму небесному (Евр. 12).
4 Неповинен руками и чист сердцем. Сделав вопрос, пророк теперь отвечает на оный, и руками он изобразил действия, а сердцем - мысли и рассуждения. Посему он говорит, что тот взойдет на гору Господа и может стоять на святом месте, кто имеет дела непорочные, (так как невинным называется непорочный), и помышления чистые. А кто не таков, тот не может восходить на гору Господа и стоять на месте Его святом, “хотя бы он и думал, что имеет право восходить и стоять. Заметь, читатель, что Давид здесь совокупил два предмета-добрые дела и чистые помышления, потому что одно без другого не приносит никакой пользы *).

(*) Слова Кирилла: Слово сие возводит на гору Божию только того, кто по всему чист, кто ни по разуму, ни по мысли, ни по делам, нисколько не оскверняет пребыванием во зле душу свою. И Вел. Василий: вот немногими словами указал совершенное истребление греха, производимого делом и мыслию.

Иже не прият всуе душу свою. Тот, говорит, взойдет на гору Господа, кто не принял от Бога душу свою на пустое дело, т. е. чтобы любить суетные предметы мира сего. Или можно понимать и так: кто не употребил душу свою на злые дела, как созданную, по Апостолу, на дела добрые, иначе чтобы делать дела хорошие *).

(*) Другой толковник говорит: Два значения содержит слово всуе или суетное. Называется суетным и излишнее; в этом значении мы говорим: такой-то напрасно трудится. Суетным также называется что либо вредное; таково значение в сих словах: суетны сыны человеческие. . . . в веках, чтобы сделать неправду. Итак прекрасное дело не принимать души своей на суетное,-лишнее иди вредное (у Никиты).

И не клятся лестию искреннему своему. Кто, говорит, имеет взойти на гору Господа, тот не дает клятв с обманом и ложью. Ибо клянущийся ухищряется обманом, или для того, чтобы освободиться от долга взятого уже, или чтобы взять что либо у другого за свое, хотя сей ему и не должен. Подобные слова сказал Давид и в 14-м псалме. Почему пространнейшего изъяснения о клятве ищи там на слова: “Клянущийся ближнему своему и не отвергавшийся”.

5 Сей приимет благословение от Господа. Хранящий, говорит, вышеизложенное получит от Господа благодать и дар в настоящей жизни, то есть, делающий добрые дела и имеющий чистые мысли, также удаляющийся от суетного и неклянущийся ложно *).

(*) Слова одного толковника: Сей приимет благословение от Господа, или похвалу и славу, ибо вместе с единокровными ему услышит пред престолом Божиим: Приидите благословенные Отца моего. Он приимет и милостыню от Бога. Ибо и все исполнившее и имеющие добрую coвесть спасаются по милости и благодати. Почему? Ибо никто не похвалится, что он имеет чистое сердце, и даже не дерзнет сказать, что он чист от греха. Итак благословению, говорит, будет сопутствовать милостыня, чем не допускает вкорениться в нас надменности. И Феодорит сказал: Весьма кстати присовокупил к благословению милостыню. Ибо так называемые воздаяния только по Божию человеколюбию подаются людям. И ВСЕ правды человеческие не могут равняться даже с данными Богом дарами, а тем более с. будущими, превосходящими и помышление человеческое.

И милостыню от Бога Спаса своего. Производящий, говорит, вышесказанное получит милость от Господа в будущей жизни. Ибо и самый праведник, как человек, имеет нужду в милости Божией, потому что если Бог не снизойдет к людям своею милостью и сострадательностью, то не оправдается пред Ним ни один живой человек, как говорит тот же Давид: не оправдается пред Ним всяк живой (Ис. 142,2). Какие дела людей сами по себе могут оказаться достойными воздаяния царством небесным? Подлинно никакие.

6 Сей род ищущих Господа. Сей, говорит, род богоугодно живущих и сохраняющих выше-означенные добродетели, сей по истине есть род тех мужей, которые ищут Господа, или которые любят Его, ибо кто любит, тот и ищет.

Ищущих лице Бога Иаковля. Богом Иакова почитаем был у Евреев Отец, а лицем Отца-Сын: видевший, говорит, Меня видел Отца (Иоан. 14, 9). Часто Давид в псалмах своих упоминает о Иакове. Это потому, что он был отец 12-ти колен иудейских. Или иначе можно понимать это так: род таковых-то ищет видеть Бога в будущем веке, когда лицем к лицу, как говорит Павел, увидят Бога достойные (1Кор. 13, 12).

7 Возмите врата князи ваша. Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вмести с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т. е. вы, имеющие власть над вратами небесными, *) примите их. Поставлено же ваши вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но “возмите”, иначе -совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения.

(*) Под небом здесь должно разуметь воздух, или эфир неба, который ниже тверди, как немного ниже это показываете изъяснитель.

И возмитеся (возвыстесь) врата вечная. Вратами вечными назвал стражи, как вечный, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу *).

(*) Что Ангелы о таинстве Божия вочеловечения знали, смотри о том 42-й вопрос с ответом у Божеств. Максима в замечании на слова: и преклонил небеса и сошел в 17-м псалме, хотя способа оного не знали. Слова Феодорита: повелевается им (Ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а- как бы на небо.

И внидет Царь славы. Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными.

8 Кто есть сей Царь славы? Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите? *)

(*) Слова Григория В. : принимающее (Ангелы высшие) недоумевают по причине тела и знаков страдания, с которыми Он ныне возносится, после того как с ними не снисходил; и посему они вопрошают: кто это? А сопровождавшие отвечают, что Это Господь, крепкий и сильный во брани, во всем, что творил и творит и в настоящей победи за человечество. Другой толковник говорит: как вознесшийся на небо Господь возносил от земли и земное тело; то посему небесные силы, видя восходящую на небо плоть, удивлялись и, принимая, вопрошали: кто это пришедший из Едома, то есть из земных (стран) и от Восора, то есть, плоти? а указывавшие и провождавшие Его говорили: возмите врата. Он больше. Не могут врата ваши вместить Христа. Итак они должны быть повыше, дабы могли принять сделавшегося от страдания высшим (у Никиты). Феодорит также: слыша слова невидимых сил, никто не удивляйся незнанию их. Они не все предузнают, или знают. Одна только Божия природа имеет такое знание; Ангелы же и Архангелы и другие сообщества невидимых сил знают по мере изучения. Посему ничего нет неприличного в том, что высшие силы не знают тайны вознесения Христова, и что он, видя природу человеческую, не видят в ней сокрытого Божества. Если же кто не допускает сего, (что Ангелы не знали тайны вознесения), то, пусть думает так, что вопрошающие не потому вопрошают, что не знают, но потому что сею состоящею из вопросов и ответов проповедью желают научить всех людей касательно принадлежащего Восходящему владычества.

Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Сими словами ответствуют снизу находящимся выше давшие им повеление ангелы: они говорят, что Господь, Которого вы знаете, крепок и силен и еще, что Господь силен в бранях. Повторение слов- Господь и сильный ведет высших ангелов к познанию возносящегося и в то же время это удвоение возвышает победу одержанную вознесшимся над жестоким властителем диаволом. Ибо, сразив, Он поверг его, поразил и умертвил его крестом как копием и дротиком.

9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Начальствующие на втором небе, или тверди, услышав сказанное служившими Христу ангелами и обрадовавшись сею вестью касательно спасения людей приняли стражи, которые имели. Сверх сего они повелевают теми же словами и начальствующим над дверями первого неба, находящегося выше тверди.

10 Кто есть сей Царь славы? Ангелы первого неба, услышав сказанные пред сим повелительным тоном слова ангелов, начальствующих на низшем небе, или тверди, равным образом стали недоумевать и вопрошать дающих им сие повеление.

Господь сил, той есть Царь славы. Этот ответ ангелов тверди к ангелам первого неба: они говорят, что крепкий Господь и податель сил; Он Царь славы. Или иначе Владыка сил; Он тот, которого мы назвали Царем славы.

Надобно знать, что евреи прилагают сей и предыдущий псалом к находившимся в вавилонском плену иудеям. Притом предыдущий псалом прилагают к тому обстоятельству, когда иудеи возвратились из Вавилона в Иepyсалим; так как оный содержит радостные вещи, а сей псалом прилагают к тому, когда еще находились в плену, с одной стороны потому, что он утешает в печальных обстоятельствах плена их, с другой, что он учит не скучать чужою страною, в которой они находились-тем, что Бог есть Господь всей земли, также тем, что каждый из них может угодить Богу на всяком месте. Но иудеи изобличаются явно самым порядком псалмов; ибо ежели б это было так, как они говорят, то следовало бы тому быть поставлену после сего, как повествующему о радостных предметах, бывших после плена. Кроме сего они обличаются и словами оного псалма, ибо из него видно, что милость Божия осталась на иyдеях во всю жизнь их, как говорит о том оный псалом: и милость твоя будет следить за мною; во ВСЕ дни жизни моей. Притом какие врата вечные имеет Иepycaлим, о которых говорит сей псалом, не говоря уже о других доказательствах? *)

(*) Здесь заметь слова Божеств. Кирилла Иерусалимского: Слова: “возмите врата, князи ваши”, говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба. А Григорий Нисский говорит: заметь мне, что дважды говорит: возмите врата и что на двойной вопрос, дает двойной и ответ и выслушай причину, что восходящий есть тот, который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного. А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы снисшедший без плоти взошел с плотью (у Никиты).